«ҚАЗАҚ» ГАЗЕТІНДЕ ОҚУ-АҒАРТУ МӘСЕЛЕСІНІҢ КӨТЕРІЛУІ

Авторы

  • Б.С. Турлыбай
  • Г.К. Кенжебаев

DOI:

https://doi.org/10.51943/2788-9718_2025_28_1_139-151

Ключевые слова:

Национальная интеллигенция, Алаш, образование, просвещение, история, медресе, школа, учитель, начало ХХ века, газета «Казах», книгоиздание

Аннотация

Введение. Исследование образовательных проблем казахского общества начала ХХ века и их отражение на страницах газеты «Казах» ценно, так как позволяет открыть неизведанные страницы нашей национальной истории и способствует правильному формированию национального исторического сознания. Конечно, верно, что каждая наука имеет свою методологическую позицию. Например, в исторической науке всегда были высоки роль и влияние времени и пространства, политических и идеологических факторов. Цель и задачи исследования: оценить вклад деятелей Алаша в этот процесс через газету «Казах» в начале XX века, изучая мировой опыт просветительства. Определение этапов зарождения и развития просвещения на казахской земле; Выявить факторы, которые способствовали становлению казахской газеты; анализ взглядов на вопросы просвещения, образования и ликвидации неграмотности, высказанных в казахской газете; дифференциация работ, связанных с вопросами образования в казахстанской газете. Значимость современных исследований заключается в масштабах проблемы и расширении источников данных. Материалы и методы. В статье показаны основные направления исследований. Первое направление – это особенность работ по истории вопроса образования на страницах газеты «Казах». Рассмотрены сущность и историческая форма просвещения, рассмотрены взгляды теоретиков и философов. По второму направлению были изучены работы по вопросам печати и книги в газете «Казах». Кроме того, были проанализированы философские мысли, взгляды и труды первых казахских просветителей. Казахское образование: дифференцируется тесная связь с именами Абая, Чокана, Ыбрая. Результаты: получили широкое распространение научные и общественно-научные статьи, опубликованные на странице газеты «Казах». Их можно оценить как зеркало общественного сознания начала века. Газета «Казах» не занималась определением просвещения и конкретным анализом его значения. Однако то, что они говорят об образовании и воспитании, литературе и искусстве, научных достижениях и политике, позволяет изучить содержание и особенности основного направления идеи просвещения в казахском обществе. Например, издание и распространение книг было одной из актуальных проблем того времени. Газета «Казах» часто предоставляла информацию о количестве изданий, вышедших на национальном языке, издательстве, цене реализации, книжном магазине, месте заказа. Благодаря этим статьям А. Байтурсынов, М. Дулатов, Ш. Кудайбердиулы, К. Халид, Ш. Марджани и др. можно познакомиться с произведениями мыслителей. Только в 1913 году в главной республиканской газете было опубликовано более 40 статей о количестве и состоянии школ на казахском крае. Вывод: история возникновения и творческой деятельности газеты «Казах» в определенной степени изучена. Однако просветительская деятельность газеты «Казах» специально не изучалась. Поэтому исследования в этом направлении очень необходимы.

Загрузки

Опубликован

2025-03-31